Неточные совпадения
Моя
философия не
научная, а профетическая и эсхатологическая по своей направленности.
Но, согласно созданному им самим различению между типами
философии профетической и
научной, он принадлежит к типу
философии научной.
У нигилистов было подозрительное отношение к высокой культуре, но был культ науки, т. е. естественных наук, от которых ждали решения всех вопросов. Сами нигилисты не сделали никаких
научных открытий. Они популяризировали естественно-научную
философию, т. е. в то время материалистическую
философию.
«
Научная»
философия есть в значительной степени предрассудок современного сознания, от которого не вполне свободен и сам Лосский.
Философия должна питаться и опытом
научным, и опытом мистическим.
Лишь при исследовании «
научных» вопросов
философии, т. е. того, что лежит еще за пределами самого философствования, может казаться, что философствование автономно и независимо от всякой внефилософской окачествованности; в основе же всегда окажется метафизическая предпосылка, представляющая собой лишь выражение интуитивного мироощущения.
В наш «
научный» век особое развитие и значение получила наука о религии, заметно вытесняющая даже религиозную
философию или же ее заменяющая.
Истины религии, открывающиеся и укореняющиеся в детски верующем сознании непосредственным и в этом смысле чудесным путем, изживаются затем человеком и в его собственной человеческой стихии, в его имманентном самосознании, перерождая и оплодотворяя его [Гартман, среди новейших философов Германии обнаруживающий наибольшее понимание религиозно-философских вопросов, так определяет взаимоотношение между общей
философией и религиозной
философией: «Религиозная метафизика отличается от теоретической метафизики тем, что она извлекает выводы из постулатов религиозного сознания и развивает необходимые метафизические предпосылки религиозного сознания из отношения, заложенного в религиозной психологии, тогда как теоретическая метафизика идет путем
научной индукции.
В господствующем
научном (религиозно-историческом) направлении под флагом науки обычно везется религиозная контрабанда: свою собственную религию и религиозную
философию при своем некритическом догматизме представители науки bona fide [Добросовестно (лат.).] выдают за выводы «
научного» исследования.
Мы не ставим себе задачу проследить здесь судьбы отрицательного богословия в новой
философии, ибо для этого, в сущности, пришлось бы написать полную ее историю; кроме того, ясно, что метафизический, а тем более
научный рационализм, в ней господствовавший, менее всего ему благоприятствовал.
Научный интерес к религии может быть проявлением религиозного творчества, подобно религиозной
философии.
Вот почему и исследования по истории
философии перестают быть философским познанием, становятся
научным познанием.
Главный признак, отличающий философское познание от
научного, нужно видеть в том, что
философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека.
История
философии будет философским, а не только
научным познанием в том лишь случае, если мир философских идей будет для познающего его собственным внутренним миром, если он будет его познавать из человека и в человеке.
Но германское критическое сознание пришло не только к тому, что
философия должна быть
научной, — оно признало власть научности и над сферой религиозной, моральной, эстетической, общественной.
И метафизическая
философия по-своему хотела быть
научной и для своего времени казалась и условно была
научной.
В истории
философии никогда не было и быть не может элементов
научного прогресса.
Робко и боязливо пробивается высшее самосознание человека в
философии и совсем замирает в
философии научной.
А это значит, что
философия не требует и не допускает никакого
научного, логического обоснования и оправдания.
Если
философия не может быть
научной, то тем менее может быть
научной самая высшая ее сфера, наиболее далекая от науки, — теософия, богопознание.
Почти непонятно, почему
философия возжелала походить на науку, стать
научной.
Мечта новой
философии — стать
научной или наукообразной.
Философия превратилась в теорию
научного познания, в логику науки.
У философов преобладает стремление сделать
философию не столько наукой, сколько
научной.
Астрономия, физика, геология или физиология нимало не заинтересованы в научности
философии, в
научном распорядке культуры.
Никогда еще не было такого желания сделать
философию до конца
научной.
Нельзя не видеть серьезного кризиса
научной, общеобязательной, объективированной
философии.
И так как подлинный пафос
философии всегда был в героической войне творческого познания против всякой необходимости и всякого данного состояния бытия, так как задачей
философии всегда был трансцензус, переход за грани, то
философия никогда не была наукой и не могла быть
научной.
К этому приходит и Бергсон и потому должен был бы окончательно порвать с
философией как наукой, окончательно признать, что на художественных прозрениях
философия ориентируется более, чем на
научных понятиях.
Современное сознание одержимо идеей «
научной»
философии, оно загипнотизировано навязчивой идеей «научности» [Очень характерна для
научных стремлений современной
философии статья Гуссерля «
Философия как строгая наука» в «Логосе» (1911 г.
Нельзя отрицать относительное значение логических категорий, на которых покоится
научное познание, но придавать им высший и абсолютный онтологический смысл есть просто одна из ложных
философий, плененных мировой данностью, бытием в состоянии необходимости.
От философа требуют оправдания его интуиции
научными, дискурсивными, принудительными критериями, лежащими вне
философии и вне творческой интуиции потому лишь, что оставляют его одиноким, отчужденным в его прозрениях.
Философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть
научной.
И точные науки имели свой длительный период глубокомыслия; и подобно тому как они в период Ренессанса в борьбе поднялись от глубокомыслия к
научной ясности, так и
философия — я дерзаю надеяться — поднимется до этой последней в той борьбе, которая переживается нынче» (с. 54).
Философия Бергсона — самое значительное явление в кризисе
научной, рационалистической
философии.
Но метафизический смысл земли раскрывается не астрономией и не геологией, а антропологической
философией,
философией мистической, а не
научной.
Антропологическая
философия имеет дело не с фактом человека как объекта
научного познания (биологического, психологического или социологического), а с фактом человека как субъекта высшего самосознания, с фактом внеприродным и внемирным.
Но признание общеобязательной
философии как творческого искусства предполагает более высокую ступень общения между людьми и большее напряжение духа, чем признание общеобязательной
философии научной.
Философия может заниматься категориями
научного познания, но категории
научного познания не могут заниматься
философией.
В сознании Бергсона
философия творчески рвется из тисков
научной необходимости и рационалистической скованности.
Но
философия Риккерта ценна потому, что в ней борются два устремления философского познания — творческое и
научное.].
Будущее принадлежит не Когену — этой последней попытке абсолютизировать и математизировать
научное знание, а скорее Бергсону, глубокомысленно и революционно отвергшему математизм [Критика математизма — один из основных мотивов
философии Бергсона, который сам — разочарованный математик.
Ласк очень остроумно потребовал логики самой
философии, напомнив о том, что кроме логики
научного познания, которой почему-то только и занимались философы, должна быть логика самого философского познания и соответствующее учение о категориях [Книга Ласка «Die Logik der Philosophie und die Katego-rienlehre» — одна из самых интересных в современной философской литературе.
В нем есть проблески гениального новатора в
философии, но он бессилен вполне освободиться от тяжести чисто аналитической мысли и чисто
научного материала.
Прагматизм
научный силятся перенести в
философию и тем по-новому сделать
философию наукообразной.
Подлежит ли интуиция
философии суду
научному?
Никто из официальных философов не сомневается серьезно в верности и законности этого стремления во что бы то ни стало превратить
философию в
научную дисциплину.
Философия была прислужницей теологии — это можно понимать и так, что
философия делала теологию
научной, наукообразной.
Ортодоксальное православное сознание так же не допускает творчества и боится его, как и ортодоксальное
научное сознание [В этом отношении очень характерна и интересна книга С. Н. Булгакова «
Философия хозяйства».
Казалось бы, так ясно, что
философия должна быть философской, исключительно философской, а не
научной, подобно тому как мораль должна быть моральной, религия — религиозной, искусство — художественным.